вторник, 26 апреля 2016 г.

Они спасали мир от радиации (стихи Николая Денисова о чернобыльцах - ликвидаторах)

Сегодня – День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах, эта скорбная дата отмечается в память о событиях 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС. Авария произошла в ночь с 25 на 26 апреля 1986 года на 4-ом энергоблоке станции, с тех пор прошло 30 лет. Но Чернобыльский набат до сих пор звучит в сердцах тех, кто в 1986 году после крупнейшей в мире техногенной катастрофы уехал спасать мир от её последствий. Они то и стали героями книги  «Полынь не бывает сладкой» Степана Деревянко. В книгу вошли пронзённые болью строки – стихи Николая Андреевича Денисова. Некоторые из них вы можете сейчас прочесть.

ДВАДЦАТЬ ШЕСТОГО АПРЕЛЯ

До двадцать шестого апреля
Молчал колокольный набат.
Был звон весенней капели,
Радостно цвёл юный сад.
Природа вокруг оживала,
Старалась всем угодить,
Земля полной грудью дышала,
Готовая жито растить.
Любуясь на эти красоты
Народ строил планы свои,
У каждого были заботы,
У каждого были мечты.
Ничто никого не пугало,
Кто жил на той райской земле,
Там муза о счастье звучала,
Прекрасно жилось детворе...
Но атомный взрыв в прах развеял
Надежды, мечты и музы,
И двадцать шестое апреля
На сердце лежит тяжким грузом.

   28 апреля 2006, 4 часа 28 минут.


КРЕЩЕНИЕ


В солдатскую форму нас приодели,
В то время Союз надо было спасать.
Чернобыль от ядерной пыли велели
Очистить, отмыть и мусор убрать –
Солдаты ‒ надёжное наше звено,
Им доза не доза ‒ трудись всё равно.
И бросили нас без подготовки
В атомный ад в солдатской одёвке.
А если костюм защитный давали,
То в нём роты три уже побывали.
Костюмы давно надо было б списать,
Но нас заставляли их надевать.
Повязка из марли ‒ простой лепесток,
Закрой рот и нос и работай, дружок.
Один из пяти, разведчик наш,
Дозиметр носит так, про запас,
Он в зоне настроил дозиметр ещё,
Но шли мы за ним, веря в точный расчёт.
Работа кипела и ночью, и днём,
В жару и мороз, иногда под дождём.
Чернобыльцами стали мы поневоле,
И память храним о чернобыльской доле.

ПИСЬМА НА ЧАЭС

Спасибо Вам за письма эти,
Что написали их в тот раз,
Они прогнали грустный ветер,
И снова я увидел Вас.
Пишите чаще, не скупитесь,
Письмом разгоните тоску.
Я Вас прошу, и Вы явитесь,
Мне не во сне, а наяву.
И вот я пятое письмо
Вам посылаю,
Но от Вас нет ничего,
А почему - не знаю...

ИНВАЛИД

Инвалид по судьбе,
Инвалид, говорят.
Часто смотрит мне вслед
Сожалеющий взгляд.
Кто-то скажет в упрёк,
Словом сердце пронзит:
Таких надо топить».
Самому иногда
Мне не хочется жить,
Но за жизнь, как всегда,
Надо чем-то платить. 
Пусть жестока судьба
И жестокий мой рок,
А раз жизнь мне дана
Это мне не в упрёк.
Каждый день на глазах
Я у сотен людей,
И проходит мой страх —
Надо жить веселей.
Буду стресс каждый день
Я работой снимать,
Ведь весной даже пень
Хочет деревом стать.
             Март 2007 г.
ПОРЕДЕВШИЕ РЯДЫ

Как же годы летят,
Как же время спешит!
Очень малый отряд
Обелиск «сторожит».
Поредели ряды тех,
Кто славу принёс,
У солдат той войны
Мокры лица от слёз.
Но горят огоньки
Этих старческих глаз,
Смотрят гордо они
И с надеждой на нас.
Очень долгий ваш путь
Был в Великой войне,
Тех друзей не вернуть,
Что погибли в огне.
Очень низкий поклон
Тем, кого с ними нет.
До сих пор слышен звон
Ваших славных побед.
Слава павшим в боях,
(Да и после войны)
Всем, кто нёс на плечах
Славу русской земли!

Смертельный взрыв в ночной тиши -
Час двадцать три, стоят часы.
И свет тогда кругом погас
Четвёртый блок весь мир потряс.
Алло, Чернобыль, СССР,
У вас там ужас, атом, взрыв,
Трубили миру Голоса –
Нас занимала колбаса.
Народ советский и не знал,
На май торжественно шагал
Под звуки духовых оркестров –
Жизнь на парадах интересней.
Как только праздники прошли,
Нам сообщили суть беды.                          
Кого повесткой иль звонком                       
Собрали нас на призывном.                        
Сначала  дальняя дорога,
В сердцах нервозность и тревога.                 
За что, зачем и почему
Сломать решили нам судьбу?
Дорога дальняя тогда
Беседами была полна,
Связала нас одной судьбой,
Одною дружбой и бедой.
Нас отправляли в самый ад:
Чернобыль, Припять, саркофаг
И АБК, и блок посты
По всем дорогам, где мосты.
Фон радиации нас жал,
Со всех сторон нас пронизал.
С врагом невидимым сражались,
Душой и телом заражались.
С тех пор прошло немало лет,
Друзей, что были, многих нет,
Но в тридцать лет на юбилей
Я вспомню всех своих друзей,
С живыми же мы в храм пойдём
И не пришедших помянём.

ЧЕЛОВЕК НЕ ДЕНЬГИ
Человек не деньги
Им нельзя швыряться-
У него есть сердце,
С ним надо считаться.
Прежде чем расстаться,
Выслушай достойно,
Пусть он скажет слово
И уйдёт спокойно.

НЕ МОЖЕТ БЫТЬ...

Не может быть,
Чтоб след мой не остался,
Когда уйду я молча в мир иной,
Ведь в жизни
Я к чему-то прикасался,
Найдётся где-то отпечаток мой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий