вторник, 29 сентября 2015 г.

Рубаи Анатолия Тихоненко

Многие, вероятно, слышали о кубанском поэте Анатолии Тихоненко, который написал легенду в стихах о станице Каневской «Три сестры». Мы помещали её на своём блоге. И вот пришёл новый номер газеты «Кубанский писатель», из которого мы узнали, что Анатолию Ивановичу, уроженцу станицы Привольной, исполняется 77 лет. Мы поздравляем его с днём рождения и вслед за автором статьи Людмилой Хоружей пожелаем ему крепкого здоровья, радости творчества от всех его земляков, жителей Каневского района. В этой же статье представлены несколько избранных стихов автора.

РУБАИ АНАТОЛИЯ ТИХОНЕНКО

Кто не знает великого восточного мыс­лителя Омара Хайяма и его лаконичные, похожие на афоризмы, рубаи? Хайяму приписывают около 5000 рубаи, хотя в действительности ему принадлежит не более 500. Дело в том, что многие поэты, сочиняя рубаи, сознательно выдавали их за творения Омара Хайяма, возможно, опаса­ясь преследований за вольнодумство или считая, что таким образом их произведения быстрее обретут громкую славу.

А вот поэту Анатолию Ивановичу Тихоненко не нужно прятать своё имя. Его рубаи, а также басни, поэмы и другие про­изведения известны не только в поселке Лазоревское города Сочи, где он живет, но и далеко за его пределами. Особенно гор­дится им станица Привольная Каневского района − родина Анатолия Ивановича, по­томственного казака.
Рубаи − это философская поэтическая миниатюра из четырёх строчек, в которой обычно рифмуются первая, вторая и чет­вертая строка. Известный кубанский поэт и критик Валерий Клебанов высоко оценил творчество Тихоненко, отметив, что тому «удалось создать собственный рубайят со своей, тихоненковской тематической на­полненностью». «Рубаи» пришлись по душе читателям, вот почему за первым изданием последовало второе, а в нынешнем, в 2015 году вышло третье, дополненное издание. В предисловии к своей книге, автор пишет: «Мне семьдесят семь лет. Многое мне удалось на­блюдать и пережить на своём веку и забавно­го и грустного. Размышления и выводы легли в основу четверостиший». Действительно: грустное и смешное всегда идут рядом, рука об руку. И цель поэта − найти их гармониче­ское равновесие, воплотив свои открытия в стихи, честные, искрометные, без излишней дидактики и нравоучительности. Такие, как рубаи Анатолия Ивановича Тихоненко.
Что ещё добавить? Две семерки − счаст­ливое число. Пожелаем Анатолию Иванови­чу крепкого здоровья, радости творчества и почитаем несколько избранных рубаи.
                                              Людмила Хоруженко

В мир сына ты ворваться не спеши.
И грубостью не рань его души, -
Знай, что она чувствительнее скрипки,
Настраивай её, а не круши.
14.
Ты женщину богинею нарек
И поклоняться ей решил весь век.
Что скажешь, если согрешит «богиня»?
И лучшая из женщин   человек.
34.
В соседок мы влюбляемся нередко,
Над жёнами подшучивая едко.
А ведь пора бы нам давно уже понять,
Что жёны тоже чьи-нибудь соседки.
83.
Успех тебя украсил орденами.
Успех тебя кружит над облаками.
Но жаль: порой и маленький успех
Навеки может разлучить с друзьями.
101.
Несказанное слово − это джинн,
Темница чья − завинченный кувшин.
Пусти его на волю, и твой раб
Заявит о себе, как господин.
107.
Чем меньше я среди людей заметен,
Тем меньше виден в неприглядном свете.
Я - невидимка! Но обидно, друг,
Что не заметят и моих заслуг.
139.
Когда бы жизнь дал Бог мне повторить,
Всё исправляя заново решить,
Я в глупостях бы прошлых не увяз,
А стал бы только новые творить.
162.
Как брать подарки, тщетно нас учить:
Бери и не забудь благодарить.
Но как, даря, не озадачить друга?
О Боже, научи меня дарить!
201.
Пока живу, с драконами воюю:
Они в душе гнездятся и пируют.
То − разные пороки. Их не счесть.
А нас лишь двое: только я и честь.
251.
Не тратьте силы, женщины, напрасно,
Вживаясь в роль мужскую ежечасно,
Мужчины ценят в вас своих подруг,
Вы женщины, и значит, вы прекрасны!
301.
Пусть нет в моих карманах ни гроша,
Покой со мной. Поёт моя душа.
Завидовать мне может богатей,
От страха быть ограбленным, дрожа.
302.
Отец такой мне преподал урок:
«Кто знает всё, тот недалёк, сынок.
А ты познай одно, но глубоко,
И в знании своём увидишь прок».


Источник: Хоруженко, Л. Рубаи Анатолия Тихоненко [Текст] : о стихах уроженца ст. Привольной Анатолия Ивановича Тихоненко / Л. Хоруженко // Кубанский писатель. - 2015. - №9 (сентябрь). - С. 8.

Комментариев нет:

Отправить комментарий