понедельник, 7 октября 2013 г.

Юбилей народного писателя Кузьмы Катаенко

Катаенко Кузьма Филиппович
12 октября – знаменательная дата в истории кубанской литературы, мы будем отмечать 110-летие старейшего из наших писателей-земляков. Кузьма Филиппович Катаенко - уроженец станицы Челбасской. Он очень гордился своей малой Родиной. «Неплохо бы вам всем в Союзе писателей знать, что в моей станице Челбасской было около двадцати тысяч населения. Четыре казачьих школы, одна женская гимназия, две иногородних средних, три начальных, приходская и несколько частных. Ходил я в школу в военной казачьей форме, черкески украшены газырями». Родился Кузьма Катаенко в 1903 году в бедной крестьянской семье. Учиться в школе ему почти не пришлось. Будущий писатель прошел горьковские «университеты»: с детства батрачил, был пастухом, пахал землю, работал разнорабочим на маслозаводе, в лесничестве, в совхозе «Кубанская степь», продавцом, подмастерьем сапожника, бурильщиком. Он  жадно тянулся к книге –  уже взрослым окончил рабфак в Харьковском университете, получил высшее образование.
В годы Великой Отечественной войны он прошёл путь от Кубани до Чехословакии, от рядового бойца до командира отдельной роты. Орденами и медалями был отмечен его боевой путь.  Кузьма Катаенко, боровшийся с бандитизмом, строивший новую жизнь, прошедший дорогами Великой Отечественной войны, об увиденном и пережитом поведал в многочисленных рассказах, очерках, газетных выступлениях. Он автор романов «Наши девушки»,  «Калиновый цвет», «Живые встретятся». Прообразами героев стали многие одностаничники автора.
Известный писатель В. Лихоносов сказал о Катаеве: «Талант народный, с кубанским колоритом, со знанием подробностей истинно казачьей жизни». Начинал как публицист. Первые статьи появились в газетах «Советский станичник» и «Стахановец». Всего им написано и опубликовано более 200 очерков. По его признанию, «писателем стал потому что, намотавшись по планете Земля изрядно, захотелось написать на память потомкам все, что я видел, чувствовал и пережил». Читатель хорошо принял его и как переводчика с украинского и абхазского языков, и как рассказчика казачьей старины. Сочный, колоритный кубанский язык, великолепное знание людей и исторического прошлого позволяют судить ещё об одной грани его таланта.
О его манере писать, искромётном юморе говорят автобиографические записки самого автора: «12 октября 1903 года шёл сильный дождь над ст.Челбасской, и вместе с волнами дождевой воды я спустился на баштан Ф. Катаенко. Место приземления мне не понравилось, и я бросился бежать прочь. За мной погнались мои родители и поймали. Когда крестили в православной церкви, отец в купель сыпнул немного пороху из своей пороховницы, чтобы из меня вышел добрый казак, бабка  чесноку и корку подгорелого хлеба, чтобы я всё ел и не болел, а крёстный отец, вахмистр Назар Хвыляревский, кинул золотую десятку, чтобы я был богатым».
«Я хочу стать аистом, чтобы приносить счастье в каждый дом родной станицы, я хочу стать орлом, чтобы защищать людей от злых воронов», эти слова принадлежат моему дедушке, кубанскому писателю Кузьме Филипповичу Катаенко. Это пишет Кузьмина Яна, внучка писателя. Она написала очерк о своём дедушке, который мы нашли на сайте http://school85.ucoz.com/news/rukopisi_ne_gorjat_iz_zapisok_poslednego_zaporozhca/2009-12-18-5. Там можно найти более подробные сведения о писателе.
Известность Катаенко принёс роман «Калиновый цвет». Есть он и у нас в библиотеке.  Из воспоминаний автора: «Писал я роман легко, с удовольствием, потому что хорошо знал многих героев лично, а об остальных имел столько рассказов очевидцев, что они и мне стали знакомыми. События я знал лучше, чем сами очевидцы. Очевидцы знали только одну какую-то сторону героя, я же знал о них все от многих лиц. И кроме того, проверил подлинность их бытия и деятельности по архивным данным. Почти весь роман я написал за два лета и зиму. Писал его на пасеке. На пасеке хорошо! Работал я тогда пчеловодом в совхозе Краснодарского витаминкомбината. Каждую весну в начале апреля вывозили меня в лес под город Горячий Ключ. Располагался на живописной лужайке, на берегу реки. Работы в это время на пасеке мало, в ульи можно, и надо, заглядывать только после четырех часов дня. С рассветом я садился за роман и до обеда писал. Потом варил себе борщ, обедал, смотрел ульи и с темнотой ложился спать. В первых числах июня пасеку перевозили в степь, на Черноморье. Обыкновенно я выезжал в Каневской район и располагался на берегу речки, в лесополосе, неподалеку от станицы Челбасской, Каневской, хутора Коржи или СтароДеревянковской. И снова писал роман». Роман «Калиновый цвет» – это первая часть дилогии, продолжение называется «Живые встретятся».
Но известность, к сожалению, не стала признанностью в писательской среде. Кузьму Катаенко так и не приняли в Союз писателей. Во что пишет В.Лихоносов о таких писателях: «В самом деле, за чертой узаконенного писательского сообщества были на Кубани... ну... какие-то потаённые письменники. Что это за фигуры? Это не какие-то там подрывные элементы, идеологически вредные штукари,  не мстители за погубленное казачество (хотя и страдали душою),   а   горькие   хранители украинской скрыни, в которой покрыты расписными рушниками     и  платками   родные   бумаги,   имена   на   корочках   забытых   книг, журналы и сборники преданий, песен, всего, словом, такого, что в перемолотом москалями обществе уже не было востребовано. Эти   непризнанные,  скромно таившиеся в  своём кругу литераторы в самом деле были близко, нежно народными, питали душу преданиями, чем не могли похвастаться отмеченные рецензиями и премиями члены Союза».    (Лихоносов В. Пропажа писательской организации // Родная Кубань. – 2013. - №2. - С. 33.)
Умер К.Ф. Катаенко 18 мая 1980 года, похоронен на Славяновском кладбище в г. Краснодаре. Его сын Юрий посвятил отцу стихотворение:
«Судьба твоя нелёгкая была.
Тропинки узкие, крутые на изгибах.
Какая жизнь в тебе жила
Прочтут в написанных тобою книгах…».
Прочесть эти книги у наших читателей есть возможность, стоит только прийти в библиотеку, дилогия "Калиновый цвет" и "Живые встретятся" есть в каждом из отделов МЦБ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий